Страница обновлена 05.11.2019

«Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует  о вкусе человека…Каждый человек должен так же писать, как и говорить хорошо»                                         Д.С.Лихачев

ОГЭ-9 - 2020 

Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с 2019 годом

В 2020 г. изменено количество заданий в экзаменационной работе с 15 до 9, изменён первичный балл за выполнение работы с 39 до 33.

Сохранены задание 1 (изложение) и альтернативные задания (9.1; 9.2; 9.3), система оценивания ответов на них. При этом изменилась жанровая специфика текста для изложения (могут быть предложены тексты различных жанров (путевые заметки, записки, очерк, рецензия, дневник и т.д.)).

Экзаменационная работа предполагает выполнение экзаменуемым различных видов анализа языкового материала. Для этого в части 2 работы дано 7 заданий: 4 задания (задания 2–5) проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ; 3 задания (задания 6–8) нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания текста; понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа текста; опознавание изученных средств выразительности речи.

 

     Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут). 

Часть 1 -  написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Часть 2 (тестовая часть) состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста.  Ответ к заданиям 2 и 3 записывается в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.  Ответами к заданиям 4–14 являются слово (словосочетание), число или последовательность цифр.

Задание части 3 выполняется на основе  текста, который был прочитан  при работе с частью 2. Приступая к части 3 работы, нужно выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ, т.е. написать сочинение-рассуждение. Объём сочинения не менее 70 слов.

15.1 – рассуждение по лингвистическому высказыванию

15.2 – объяснение смысла финала текста

15.3 – толкование слова

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Оценивание работы

     За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале. Рекомендуется следующая шкала перевода первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале:

Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся набрал не более 14 баллов

Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 15 и не более 24 баллов (от 15 до 24) за выполнение всех частей экзаменационной работы.

Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 25 и не более 33 баллов (от 25 до 33) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее  4 баллов за грамотность. Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3».

Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 34 и не более 39 баллов (от 34 до 39) за выполнение всех частей экзаменационной работы. При этом учащийся должен набрать не менее  6 баллов за грамотность (критерии ГК1–ГК4). Если по критериям ГК1–ГК4 учащийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».

  Пособие для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Устное собеседование по русскому языку в 9 классе

     В 2019 года ученики 9 класса будут проходить устное собеседование по русскому языку. По результатам собеседования будет выставлен зачёт или незачёт. Чтобы получить зачёт нужно набрать 10 баллов из 19. Устное собеседование по русскому языку состоит из  четырёх заданий.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Объём текста 170-180 слов. Тексты рассказывают о выдающихся людях России.  Время на подготовку –  2 минуты. Во время подготовки можно подчёркивать трудные слова, расставлять ударения.

В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Предложенную цитату можно зачитывать. Время на подготовку – 1 минута. 

В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе  жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Объём высказывания – 10 фраз. Время на подготовку – 1 минута. 

Задание 4 – диалог с учителем-собеседником по теме предыдущего задания. Общее время  ответа (включая время на подготовку) – 15 минут. Всё время ответа ведётся аудиозапись.

 Демоверсия итогового собеседования по русскому языку 

 Дидактический материал для подготовки к устному собеседованию по русскому языку

ЕГЭ-11 - 2020

Изменения в ЕГЭ-2020

Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Уточнены критерии оценивания ответов на задания 27.

Структура контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 27 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 26 заданий с кратким ответом.

В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

- задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного правильного ответа;

- задания на выбор и запись одного правильного из предложенного перечня ответов.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова, словосочетания, числа или последовательности слов, чисел, записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Часть 2  содержит 1 задание открытого типа  с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы с указанием первичных баллов:

Части работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 58 баллам

Тип заданий

Часть 1

26

34

59

с кратким ответом

Часть 2

1

24

41

с развёрнутым ответом

Итого

27

58

100

 

 Продолжительность экзамена по русскому языку

     На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут). 

 Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

     За верное выполнение каждого задания части 1 (кроме заданий 8, 16 и 26) выпускник получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

     За выполнение задания 8 может быть выставлено от 0 до 5 баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена 1 ошибка; 3 балла: допущено 2 ошибки; 2 балла: верно указаны 2 цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

     За выполнение задания 16 может быть выставлено от 0 до 2 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют  другие цифры. 1 балл ставится, если: одна из цифр, указанных в ответе,  не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.  Если верно приведены 2 цифры, экзаменуемый получает 2 балла. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.

     За выполнение задания 26 может быть выставлено от 0 до 4-х баллов. За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (4 балла: нет ошибок; 3 балла: допущена 1 ошибка; 2 балла: допущено 2 ошибки; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е.неверная последовательность цифр или её отсутствие. Порядок записи цифр в ответе имеет значение.

     Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся, правильно выполнивший задание части 2, составляет 24 балла.

     За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 58 первичных баллов.

Итоговое сочинение (изложение) 

Сроки сдачи сочинения в 2018-2019 уч.году:

  • 5 декабря 2018 года- основная волна сдачи сочинений для выпускников 11 классов.
  • 6 февраля и 8 мая 2019 года– пересдача. 

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут. 

Задача экзамена – оценить навыки школьника по таким направлениям:

  1. Умение придерживаться одной темы при размышлениях.

  2. Применение правил культуры речи.

  3. Способность обосновать свое мнение.

  4. Знание произведений русской и мировой литературы.

В первую очередь, сочинение показывает уровень культуры речи автора, умение ясно излагать мысли, начитанность и способность анализировать произведения.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

Желательное количество слов в тексте – 350.

Учащийся может использовать орфографический словарь.

Оформление сочинения – на специальном бланке.

Результатом итогового сочинения (изложения) будет «зачет» или «незачет», но к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допустят только выпускников, получивших «зачет».

Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам. 

Критерии оценивания сочинения:

  1. «Соответствие теме». Относится к содержанию работы. Автор должен найти способ раскрытия темы: ответить на вопрос, сформулированный в заголовке, или выразить собственное мнение по теме. «Незачет» ставится, если работа не отвечает теме или экзаменатору непонятна идея сочинения.

  2. «Аргументация». Проверяется способность школьника обосновать свою позицию, используя примеры из литературы: художественных произведений, биографий, публицистики. Для получения «зачета» ученик должен рассмотреть минимум одну книгу зарубежного или русского автора с привязкой к теме сочинения. Автор может рассуждать об отдельном аспекте произведения (мотиве, событии или персонаже) или о книге в целом. «Незачет» ставится, если школьник не использует примеры из литературы, упоминает название книги, но не анализирует содержание, перекручивает идею или сюжет произведения.

  3. «Композиция и логика рассуждения». Оценивается умение школьника излагать мысли четко и последовательно. Важно, чтобы каждое утверждение подтверждал аргумент. «Незачет» получают работы с ошибками в логике изложения или вообще без аргументации.

  4. «Качество речи». Относится к речевому оформлению работы: богатству словарного запаса и разнообразию синтаксических конструкций в сочинении, правильному использованию терминов, отсутствию клише. «Незачет» ставится, если речевые ошибки не дают понять содержание текста.

  5. «Грамотность». Оценивается владение нормами орфографии, грамматики и пунктуации. Если автор допускает больше 5 ошибок любого вида на 100 слов (около 15 на всю работу), он получает «незачет».

!!! Критерии 1 и 2, «Соответствие теме» и «Аргументация», – главные. Если по одному из них выпускник получил «незачет», работу дальше не проверяют, а школьник получает «незачет» за все сочинение. То же происходит, когда количество слов в тексте меньше 250, включая служебные, или его признают списанным. Чтобы получить «зачет» по сочинению, нужно набрать «зачеты» по первым двум и еще одному критерию.

Проверка сочинения (изложения) осуществляется комиссией образовательной организации.

Учитывают ли сочинение при поступлении в вузы?

Абитуриенты гуманитарных ВУЗов предоставляют сочинение с остальными документами. Преподаватели университета оценивают работу по шкале от 0 до 10. Баллы прибавляются к результатам ЕГЭ и влияют на место автора в рейтинге. Работу можно подать в течение 4 лет после её выполнения (если вы писали сочинение в 2016, а поступаете в 2018, оно будет действительным).

Ориентировочные критерии публикуются на сайте ФИПИ. Сейчас можно увидеть требования за прошлый год, обновления появятся ближе к экзамену. Критерии для университетов отличаются от школьных. Их десять:

  1. Соответствие теме.

  2. Аргументация (примеры из литературы).

  3. Композиция (последовательность рассуждений и пропорциональность частей текста).

  4. Качество речи (ясность изложения, разнообразие лексики и грамматических конструкций).

  5. Оригинальность (творческий подход к работе, нестандартность стиля).

  6. Речевые нормы.

  7. Орфографические нормы.

  8. Пунктуационные нормы.

  9. Грамматические нормы.

  10. Точность фактов.

По каждому критерию ставится оценка – «0», «1» или «2». Если по одному из первых двух пунктов абитуриент получает «0», оценка переносится на всю работу. Максимум за всю работу – 20 баллов, которые переводятся в десятибалльную систему по специальной шкале. ФИПИ дает лишь рекомендации для ВУЗов. Университеты могут оценивать работы по собственной схеме.

 Как написать итоговое сочинение на лучший балл?

Информирование о результатах итогового сочинения      

     С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях и местах регистрации. По решению органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования ознакомление участников с результатами итогового сочинения (изложения) может быть организовано в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области защиты персональных данных.

     Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) комиссией образовательной организации должны завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

ФИПИ: Умение анализировать произведение поможет успешно сдать ЕГЭ по литературе

Для успешной сдачи ЕГЭ по литературе выпускникам потребуется знание литературоведческих понятий и литературного контекста, умение внимательно читать и анализировать литературные произведения. Грамотное написание сочинения также будет немаловажным фактором успеха. Обзор методических рекомендаций с анализом типичных ошибок участников ЕГЭ по литературе продолжает серию публикаций, подготовленных специалистами Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

ЕГЭ по литературе является экзаменом по выбору, результаты которого необходимы для поступления в вузы по таким специальностям, как филология, лингвистика, музыкально-театральное искусство, журналистика, телевидение, живопись, дизайн, музыковедение и другие.

Задания различного уровня сложности нацелены на выявление уровня литературоведческой грамотности выпускников и проверку знания ими истории отечественной литературы. В содержательном отношении экзамен в основном опирается на программу 9–11 классов, составляющую единый историко-литературный курс: от древнерусской литературы до новейшей поэзии и прозы.

В целом выпускники 2019 года успешно справились с заданиями экзамена. Наибольшую сложность в базовой части вызвали задания 4 и 13. Первые требуют знания художественного текста на уровне значимых элементов (система образов, основной сюжет, «говорящие» детали и тому подобное), вторые проверяют знание средств художественной выразительности, использующихся автором в лирическом произведении.

Среди заданий повышенного уровня сложности, требующих написания небольшого развернутого ответа, трудности вызывало выполнение заданий 9 и 16, проверяющих способность экзаменуемого включать исходно предложенное ему произведение в литературный контекст, прибегая к межтекстовому сопоставлению. К заданиям данного типа применяется такой важный критерий оценивания, как уместность выбора контекста и корректность сопоставления. Это, в свою очередь, требует от выпускника хорошего знания литературного курса в целом, способности рассматривать литературный процесс как непрерывный диалог авторских точек зрения на сходные жизненные явления.

Завершает экзаменационную работу сочинение, являющееся традиционной формой проверки литературных знаний выпускников (экзаменуемому предлагается на выбор четыре темы). Данный вид работы актуализирует навыки многоаспектного анализа и интерпретации художественного текста, умение цитировать и комментировать литературный материал, давать собственную оценку прочитанному. К типичным ошибкам в сочинениях выпускников в ЕГЭ по литературе, как и прежде, следует отнести недостаточно внимательное прочтение темы, отсутствие необходимой опоры на литературный материал, нарушение логики в рассуждениях, низкий уровень речевого оформления текста. Необходимо также обратить внимание на требование, связанное с использованием теоретико-литературных понятий, которые не всегда используются пишущим как инструмент анализа, а нередко лишь «вбрасываются» в текст для придания ему внешней убедительности.

Особо следует отметить, что формат ЕГЭ по литературе в 2020 году не претерпит каких-либо содержательных или структурных изменений, что позволит при подготовке к экзамену сосредоточиться на тех проблемных зонах, которые обозначились при оценке результатов прошлых лет.

Все перечисленные выше недостатки выполнения заданий ЕГЭ необходимо рассматривать как некий комплекс проблем, связанных между собой. Без хорошего знания текста, его смыслового прочтения невозможен его полноценный анализ, который, в свою очередь, не является таковым без владения «языком предмета», то есть литературными понятиями и категориями. Наконец, без владения логикой письменного высказывания названные умения не складываются в общую картину и не получают своего итогового оформления. Таким образом, и на этапе подготовки и на самом экзамене происходит движение от частного к общему: выполнив задания с кратким ответом, экзаменуемый приступает к ответам на вопросы, требующие связного рассуждения на литературную тему. От владения алгоритмом этой работы и знания самого предмета зависит успех на экзамене.

__________________________